(Казанской епархии Татарстанской митрополии), находится в пос. Местечко Раифа Зеленодольского р-на Республики Татарстан.
По преданию, основан в 1613 г. первоначально как пустынь иером. Филаретом (Ɨ 1659), «московским купеческим сыном», пострижеником московского Чудова мон-ря (Баженов. Записки. 1845. С. 2); иногда его называют учеником патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена (Раифская Богородицкая пуст. 2004. С. 145). В 1613 г. иером. Филарет прибыл в Казань и нек-рое время подвизался в казанском в честь Преображения Господня мужском монастыре, где многие пожелали поставить его настоятелем. Иером. Филарет «был радушно принимаем в домах известных граждан и людей высшего сословия», что наложило на него «свои узы». Стремясь от них избавиться, иером. Филарет принял на себя подвиг юродства (Баженов. Записки. 1845. С. 3). Он часто удалялся в дремучие леса и урочища близ Казани и наконец поселился в хижине на берегу лесного Сумского (Раифского) оз. Вскоре к старцу стали приходить окрестные жители, в небольшой пустыни были построены кельи и часовня. В первоначальном обустройстве пустыни иером. Филарету помогал состоятельный казанский купец Сергей, принявший постриг с именем Серапион в Седмиезерской Богородицкой пустыни, но вернувшийся в Раифу и поселившийся со старцем в одной келье. Здесь иером. Филарета также навещали «люди богатые и знатные» (Там же. С. 4-5). По преданию, одному из первых насельников обители было видение благословляющей руки из облака. Перед кончиной иером. Филарет вернулся в казанскую Преображенскую обитель; в 1659 г. после приобщения Св. Таин он умер и был погребен в ограде мон-ря. Дату основания Р. м. некоторые исследователи подвергают сомнению: «...скорее всего это произошло несколькими годами позже, ведь в разгар Смутного времени отшельник Филарет не мог поселиться среди язычников-черемис (марийцев), которые участвовали во всех «шалостях»» (Липаков. 2007. С. 69).
В 1661 г. из пустыни к митр. Казанскому и Свияжскому Лаврентию (в схиме Левкию) прибыл «старший из братии» инок Фаддей с 2 спутниками. Они попросили архиерея благословить сооружение церкви и назначить в нее священнослужителя. В 1662 г. митр. Лаврентий посетил обитель, поставил игуменом иером. Савватия, пожертвовал средства на церковное строительство. В Р. м. были сооружены деревянные храм во имя свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, и 2 надвратные церкви: в честь Происхождения Древ Животворящего Креста Господня и во имя преподобномучеников, в Синае и Раифе избиенных.
Главной святыней мон-ря стал список Грузинской иконы Божией Матери, происхождение к-рого связывают с митр. Лаврентием. В 1661 г. по его распоряжению была сделана точная копия с чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородском мон-ре на р. Пинеге, и прославленного в 50-х гг. XVII в. патриархом Московским и всея Руси Никоном (Миновым). В 1668 (1662?) г. торжественным крестным ходом список был принесен в Р. м. По преданию, уже в том же году по молитвам перед иконой в мон-ре происходили чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, а хромые получали «исправление». Раифский список иконы стал почитаться как чудотворный. Узнав об этом, жители г. Свияжска попросили у митр. Лаврентия дозволения приносить образ и к ним. По благословению митрополита 31 июля икону стали «поднимать с места» в Р. м. и крестным ходом приносить в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и др. храмы. На др. день после литургии крестным ходом святыню обносили вокруг всего города. Жителям Свияжска дозволялось вносить икону в свои дома, а с 6 по 21 авг. с ней совершали крестный ход по окрестным селениям и 22 авг. возвращали в Р. м.
Вероятно, в 1670 г. в Р. м. был построен деревянный собор в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1689 г. все здания мон-ря сгорели, большая часть братии перешла в др. обители.
Восстановление Р. м. началось по инициативе и на личные средства митр. Казанского и Свияжского Адриана (буд. патриарха Московского и всея Руси), решившего «устроить сей монастырь в великолепном виде... привести его в то благолепие, которым он будет удивлять взоры богомольцев и других посетителей, дабы через это привлечь к святой христианской вере» (Куприянов. 2008. С. 19). Для этого в 1690 г. он пригласил на должность настоятеля Р. м. уроженца Казани иером. Германа из Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря. Трудами игум. Германа при поддержке Казанского митр. Маркелла (собственной казной и пожертвованиями благотворителей) были построены каменные храм в честь Грузинской иконы Божией Матери, церкви во имя преподобномучеников, в Синае и Раифе избиенных (1708), во имя свт. Николая Чудотворца (служба совершалась ежегодно 9 мая), ограда и 3 двухэтажных корпуса: для настоятеля, для братии и для трапезы. Все работы велись под рук. мастера иером. Ермогена, также прибывшего из Новоиерусалимской обители.
Особо благоволил мон-рю митр. Казанский и Свияжский Тихон (Воинов), в дек. 1722 г. завещавший похоронить здесь свои останки (однако в 1724 он был погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля). Именно он закончил сооружение некоторых каменных храмов, снабдил их богатой ризницей, завещал монастырской б-ке полный комплект Миней (1705; ныне в б-ке Казанского гос. ун-та), построил в Р. м. дом для проживания во время своих частых приездов, в 1720 г. украсил Грузинскую икону серебряным окладом. Согласно духовному завещанию митрополита, часть средств, оставшихся после его кончины, предназначалась «на строение» мон-ря. Однако в 1725 г. «пожитки» митр. Тихона были переданы в Московскую Синодальную контору (ОДДС. Т. 4. № 170). Среди вкладчиков Р. м. также известен 2-й казанский вице-губернатор ген.-майор Н. (М.) Н. Кудрявцев, в 1774 г. убитый сообщниками Е. И. Пугачёва на церковной паперти казанского Богородицкого девичьего мон-ря.
По ведомости о мон-рях Казанской епархии, представленной в Синод в 1739 г., в обители было 12 храмов с 15 престолами (Там же. Т. 21. С. 798). В каменном холодном соборе было 2 престола - во имя Св. Троицы и в честь Грузинской иконы Божией Матери. В иконостасе храма, слева от царских врат, находился чтимый Грузинский образ, к 1-й пол. XIX в. украшенный окладом с жемчугом и драгоценными камнями (Даниил (Сивиллов), архим. 2019. С. 22). При Раифско-Синайской ц. «в трапезе» имелся придел св. Евфимия, архиеп. Новгородского, а «вверху» - маленькая ц. во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. «Да вокруг монастыря на каменной ограде» имелись церкви свт. Николая Чудотворца (на вост. св. воротах), иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», свт. Тихона, еп. Амафунтского (домовая), ап. Иакова, ц. «во имя Страшного Суда», святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи (а «при ней же во имя Ярославских чудотворцев»), «над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св. мученицы Екатерины».
В кон. XVIII в. от удара молнии пострадала ц. Страшного Суда, примыкавшая к сев. стене монастыря. В 1794 г. игум. Венедикт сообщал, что храм требует капитального ремонта, средства на который выделяет казанская мещанка полковница Н. И. Киселёва. 25 авг. 1795 г. после ремонта церковь была освящена (по желанию благотворительницы) во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. После пожара (14 июля 1826) храм был восстановлен и вновь освящен; богослужения в нем совершались лишь раз в год - 17 сент. В 1839-1840 гг. к церкви был пристроен 2-этажный братский корпус.
В 1842 г. по настоянию архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) при игум. (впосл. архимандрит) Амвросии (Боголюбове) вместо пришедшего в ветхость храма XVII в. был построен каменный теплый собор Грузинской иконы Божией Матери с приделами свт. Иоанна Златоуста и свт. Либерия, еп. Римского (архит. М. П. Коринфский). Его сооружение стоило ок. 50 тыс. р., самый большой вклад (10 тыс. р. серебром) внес казанский мещанин Д. Орлов при поступлении в мон-рь. Средства на устроение престолов выделил томский купец Л. Колычев. Собор имел в подвале котельную и отапливался при помощи воздушных отдушин внутри стен. В стенах собора свт. Филарет устроил кельи, где собирался «упокоиться от трудов своих», но был переведен митрополитом в Киев.
Ок. 1896-1898 гг. под рук. губ. архит. Ф. Н. Малиновского был обновлен обветшавший Раифский храм, с западной его стороны пристроена обширная братская трапезная с кухней и складом. Вместо башни с надвратной Никольской ц. на средства купца 2-й гильдии лесопромышленника М. Т. Атлашкина (Ɨ 1901) была возведена 5-ярусная колокольня в русско-визант. стиле (1889-1903). На 2-м этаже колокольни освятили ц. во имя арх. Михаила. Сохранилась могила Атлашкина на монастырском кладбище. В 1904 г. на месте старого Свято-Троицкого храма был заложен и 6 июня 1910 г. архиеп. Казанским и Свияжским Никанором (Каменским) освящен кирпичный собор Св. Троицы. Храм вмещал ок. 3 тыс. чел. и славился замечательной акустикой - по воспоминаниям очевидцев, пение 4 иноков на хорах слышалось вокруг на 2 версты. К 1905 г. Р. м. также располагал 4 каменными 2-этажными корпусами, одноэтажным корпусом братских келий, 2-этажной гостиницей для богомольцев, хозяйственными службами.
В 1813 г. в вотчинной дер. Васильево в 12 верстах от обители по инициативе игум. Илария была возведена деревянная часовня, в 70-х гг. XIX в. отстроенная в камне. В 1833 г. по проекту губ. архит. А. К. Шмидта при входе в мон-рь, на т. н. Галицкой дороге, вместо обветшавшей деревянной часовни была построена каменная. В ней находился небольшой иконостас со списком Грузинской иконы Божией Матери. Недалеко от казанского во имя святого Иоанна Предтечи мужского монастыря стояла еще одна часовня Р. м., но она была разобрана ок. 1767 г.
Первоначально Р. м. не был обеспечен угодьями. В 1670 г. игум. Савватий писал в челобитной царю Алексею Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым именем» (Раифская Богородицкая пуст. 2004. С. 152). Вскоре царь передал мон-рю пустошь Свиные Горы (с. Рождественское, ныне Свиногорье Елабужского р-на, Татарстан) над р. Камой. В 1674 г. по челобитной игум. Алексия обители отошли лес, пашни и луга, находившиеся рядом с ней, вместе с близлежащими деревнями и крестьянами. Перед реформой 1764 г. Р. м., одному из крупнейших по земельным владениям во всей Казанской епархии, принадлежали села и деревни: Васильево, Ильинское, Софоново, Тенишево, Белая Безводная и Свиные Горы. В них проживали 405 крестьян муж. пола. С 2 часовен Казанского подворья Р. м. получал 10 р. 37 к., с 7 харчевен - 70 р., с 6 жилых изб - 54 р. 85 к., с 2 лавок - 6 р., с 2 мельниц - 28 р. 65 к., «за сенные покосы» - 3 р. (ОДДС. Т. 21. С. 798).
К 1904 г. Р. м. владел: лесной дачей (1041 дес. 425 саж.) с оз. Сумским и полянами сенных покосов; мукомольной мельницей на р. Бирле Свияжского у.; кирпичным заводом «с одним горном» и 3 сараями; пчельником с деревянным флигелем.
При учреждении пустыни в ней подвизались 20 чел., в 1-й пол. XVIII в.- 30 чел. В сер. XVIII в. помимо насельников в монастыре проживали военные, напр. в 1741 г.- 2 капрала. В 1731 г. в Р. м. приезжал опальный архиерей бывш. митр. Коломенский Игнатий (Смола). Здесь он общался с Казанским митр. Сильвестром (Холмским), относившимся к нему с уважением (ОДДС. Т. 11. № 338). В авг. 1748 г. по своему прошению в обители поселился уволенный на покой еп. Димитрий (Сеченов). В февр. 1752 г. он был вызван в С.-Петербург, а 21 июня определен епископом Рязанским и Муромским.
В 1764 г. Р. м. был причислен к 3-му классу с дозволением иметь 12 чел. братии, но фактически в обители проживали 25 насельников (13 - «сверх штата, на своем содержании»). В 1802 (1800?) г. в Р. м. был введен общежительный устав. В 1880 г. в мон-ре проживали 42 чел., в 1892 г.- 51, в 1904 г.- архим. Димитрий (Сокольников) и ок. 80 насельников, в 1917 г.- 81 чел. В 1882 г. в Р. м. по совету прп. Амвросия (Гренкова) поступил иеродиак. Тихон (Зырянов), впосл. схиархим. прп. Гавриил (Зырянов). С апр. 1888 г. в мон-ре на покое пребывал еп. Екатеринбургский и Ирбитский Кирилл (Орлов). В 1891-1902 гг. настоятелем Р. м. был иеросхим. Пантелеимон (Шиляев), постриженик Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне, духовник братии Новоафонского во имя апостола Симона Кананита мужского монастыря.
В 1707 г. вдова-царица Марфа Матвеевна Апраксина (1664-1715) передала монастырской б-ке комплект месячных Миней (12 книг). В 1734 г. указом архиеп. Казанского Илариона (Рогалевского) 4 пушки из мон-ря были отправлены в Казенный приказ. Во время Отечественной войны 1812 г. Р. м. пожертвовал для армии 4 фунта серебра. В 1914 г. близ мон-ря был организован поселок инвалидов для воинов первой мировой войны.
8 июня 1918 г. в Р. м. ворвался отряд из 7 чекистов и красноармейцев, к-рые под предлогом обыска разорили обитель, в алтаре сорвали антиминс с престола. Однако крестьяне монастырской слободки и дер. Белая Безводная (ныне с. Бело-Безводное Зеленодольского р-на), вооружившись топорами и дубинами, прибежали в обитель и арестовали, а 15 июня убили «святотатцев» (среди убитых оказался сын В. И. Несмелова, профессора КазДА). Вскоре власти направили в Р. м. новый отряд красноармейцев (ок. 80 чел.), изгнавший насельников. Временно исполнявший обязанности настоятеля бывш. ризничий иером. сщмч. Сергий (Гуськов) в рапорте от 20 дек. 1918 г. сообщал, что «пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена. Ни одной лошади и коровы не оставили, одни пустые стены остались... и сами Христа ради питаемся» (Раифская Богородицкая пуст. 2004. С. 159).
В 1919 г. был основан лесной факультет Казанского ун-та, которому по инициативе проф. А. Я. Гордягина передали часть зданий обители. Вернувшиеся в Р. м. монахи возобновили богослужения в 2 монастырских храмах - Раифском и Грузинском.
В июле 1920 г. по благословению митр. Казанского и Свияжского сщмч. Кирилла (Смирнова) настоятелем Р. м. был назначен игум. (впосл. архимандрит) Феодосий (Лузгин), бывш. настоятель Макариева Свияжского в честь Вознесения Господня монастыря. В период отъездов о. Феодосия обязанности настоятеля исполнял иером. Сергий (Гуськов), проживавший в с. Бело-Безводном. В июне 1924 г. в Р. м. были переведены волостной исполком, больница и школа из с. Б. Ключи (ныне Зеленодольского р-на), в это время в мон-ре проживали игум. Феодосий, 25 монахов и 18 послушников.
В июне 1928 г. Р. м. был закрыт, но братии удалось зарегистрировать Раифский храм как приходской. В церковную общину вошли 7 чел. из бывш. насельников.
С 23 янв. 1930 г. ОГПУ произвело аресты некоторых монахов, проживавших в с. Бело-Безводном и др. окрестных селениях. 27 янв., в день престольного праздника, во время Божественной литургии отряд ОГПУ из Казани окружил Раифскую ц. По нек-рым свидетельствам, по окончании богослужения были арестованы все находившиеся в храме. По приговору от 20 февр. того же года Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР весной того же года были расстреляны 6 насельников: иеромонахи Сергий (Гуськов), Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр (Тупицын) и миряне Василий Гаврилович Гаврилов (род. в 1882 в крестьянской семье с. Бело-Безводного) и Стефан Абрамов. Еще 8 иноков и послушников, ок. 20 монахинь и 10 мирян были приговорены к 5 годам лагерей или высылке в Северный край. 6 апр. 1997 г. состоялась канонизация преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра в лике местночтимых святых Казанской епархии. 11 марта 2020 г. решением Синода имена 6 раифских новомучеников внесены в список почитаемых святых для общего церковного прославления. В наст. время в Раифском храме, где совершилась памятная литургия 1930 г., освящен придел во имя всех Новомучеников Российских.
После полного закрытия мон-ря в 1930 г. колокола со звонницы были сняты и увезены в Казань на переплавку, а самый большой колокол (более 8 т), рухнув, полностью ушел под землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара «земля долго гудела». Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и проч. были разграблены или сожжены.
В сент. 1933 г. на территории Р. м. была организована Раифская трудовая коммуна - колония ОГПУ ТатССР. В храмах и корпусах располагались производственные мастерские и столовая, в Троицком соборе - гараж и станочный цех, в Грузинской ц.- клуб. В 1941 г. на территории колонии был построен барак для осужденных женщин. В 1941-1943 гг. в Раифу перевели заключенных из эвакуированных тюрем оккупированных городов (Ленинграда, Кишинёва, Одессы и др.).
С 1960 г. по постановлению Совета министров РСФСР монастырский ансамбль находится на гос. охране в составе Волжско-Камского гос. природного биосферного заповедника.
Р. м. стал 1-й восстановленной обителью Казанской епархии. В дек. 1990 г. решением Совета по делам религии при Совмине СССР на территории колонии был открыт Грузинский храм. Вскоре колония была переведена за стены мон-ря. Решением Синода от 18 июля 1991 г. Р. м. был возобновлен, наместником назначен игум. Всеволод (Захаров; Ɨ 20 авг. 2016), в 1993 г. возведенный в сан архимандрита.
12 мая 1991 г. на куполе Грузинского собора был установлен крест. 14 авг. 1991 г. 1-ю литургию в возрожденном храме отслужил еп. Казанский и Марийский Анастасий (Меткин). В Грузинской ц. имеется 3-ярусный иконостас, хранятся одноименная икона Божией Матери (святыня, сбереженная после закрытия мон-ря преподавателями Казанского ун-та, 23 июня 1991 была возвращена в мон-рь), чтимая икона Божией Матери «Всецарица», икона прп. Гавриила Седмиезерского с частицей мощей. 4 сент. 1992 г. был освящен храм преподобномучеников, в Раифе и Синае избиенных (в 2017 заменена его кровля), 2 июня 1996 г.- Свято-Троицкий собор. Восстановлены также храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, колокольня с Михаило-Архангельской ц. (освящена в нояб. 2005), келейные корпуса, ограда с башнями. Рядом с Р. м. построен 2-этажный дом для паломников (2008). На территории Р. м. расположено старое монастырское кладбище, в центре которого поставлен поклонный крест в память всех погребенных, и находится могила 1-го наместника возрожденной обители архим. Всеволода (Захарова). В мон-ре установлено неск. скульптурных изображений, в т. ч. основателя старца Филарета. 4 сент. 2018 г. во время торжеств, посвященных 350-летию принесения в Р. м. Грузинской иконы Божией Матери, митр. Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) освятил мозаичное панно с изображением этой иконы, установленное около стен мон-ря. На берегу Раифского оз. построена деревянная купальня для паломников в честь Крещения Господня (2020).
В авг. 1994 г. при Р. м. был организован приют для мальчиков-сирот (к 2020 проживало ок. 20 детей). В юго-вост. башне Р. м. организован монастырский музей, полное открытие к-рого совершил 4 сент. 2019 г. еп. Елабужский Иннокентий (Васецкий). В музее хранятся панагия митр. Лаврентия, рукописные и печатные книги XVII в., церковные облачения и утварь XVIII в., документы по новейшей истории обители. Мон-рь занимается книгоиздательской, благотворительной и просветительской деятельностью, в т. ч. в местах лишения свободы. В 2006 г. был снят фильм «Раифа: Анатомия монастырства», посвященный обители. Совершаются крестные ходы с Грузинской иконой. С 2000 г. возобновилась традиция проведения крестного хода в Р. м. из с. Новые Параты Республики Марий Эл.
К нач. XXI в. обитель имела неск. подворий. В 1994 г. к Р. м. была приписана ц. во имя св. Илии Пророка (1816-1827; закрыта в 30-х гг. XX в.) в с. Ильинском Зеленодольского р-на. В 1995 г. было устроено подворье при ц. во имя ап. Иоанна Богослова (1832; закрыта в 1937) в с. Б. Ключи. Здесь почитаются иконы ап. Иоанна Богослова, прп. Серафима Саровского, Ярославских благоверных князей Феодора, Давида и Константина (с частицами мощей святых) и икона 1913 г. «Положение во гроб» из казанского Богородицкого мон-ря. В 2000 г. Р. м. был передан каменный храм Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1739; казанский архит. П. И. Романов) в Казани. В здании церковноприходской школы устроены кельи, 2 мая 2001 г. освящена домовая ц. Жен-мироносиц. На территории подворья сооружен деревянный храм, в котором совершаются крещения, с 6 нояб. 2016 г. действуют воскресная школа и мастерская по пошиву церковных облачений. 1 дек. 2007 г. организовано подворье в с. Кашаеве Нижнекамского р-на при деревянном храме св. Иоанна Предтечи, освященном 7 дек. 2007 г. С апр. 2019 г. ведется строительство деревянного скита свт. Николая Чудотворца в дер. Никольское Зеленодольского р-на (до 1918 в Никольском действовал 3-престольный храм, закрытый в 1928 и в 1961 сгоревший; ныне в деревне действует одноименная часовня).
1 сент. 1997 г. Р. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), освятивший на храмовой площади обители водосвятную часовню и подаривший братии Иверскую икону Божией Матери (ныне в Троицком соборе). 21 июля 2016 г. Р. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), передавший обители икону прп. Никона Радонежского, 18 дек. 2002 г.- Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, 7 авг. 2008 г.- Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, 24 мая 2003 г.- принц Великобритании и Сев. Ирландии Майкл Кентский.
К июлю 2020 г. в Р. м. проживали ок. 30 насельников, наместник (с 2018) игум. Гавриил (Рожнов).
Древнейшая церковь мон-ря - во имя преподобных отцов Синая и Раифы, по композиции - 2-ярусный четверик, ныне перекрытый 4-скатной кровлей с декоративной главкой на высоком барабане. На фотографиях 1877 г., сделанных Е. Н. Аршауловым, видно, что в то время церковь еще имела восьмерик с арочным ярусом звона и поверх него др. восьмерик и декоративную главку, т. е. представляла собой храм «иже под колоколы»; однако, по описанию Баженова, состояние здания уже в 1845 г. представляло угрозу для служащих в нем; судя по литографии 1902 г. с видом Р. м., ярусы звона были разобраны и заменены на декоративную главку. По типу объемно-плановой композиции храм представлял упрощенный вариант 2-ярусных церквей, излюбленный в допетровской архитектуре и в храмовом зодчестве Казани петровского времени, напр. в михляевских храмах: Петропавловский собор рядом с домом И. А. Михляева (Микляева) в Казани (1723-1726), Свято-Духовская ц. в Суконной слободе (1738); по тому же типу была возведена каменная ц. во имя Московских святителей и чудотворцев с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (1739) на казанском подворье Р. м. С вост. стороны четверик и ц. во имя Преподобных отцов дополнены 3-частными алтарными апсидами. Убранство внешних стен скупо: объединяющие карнизы с кронштейнами и прямоугольные ниши окон, к-рые в нижнем ярусе имеют скругленный верхний контур и дополнены сверху каждое декоративным карнизом, имитирующим наличники нарышкинского барокко (по В. В. Седову - стиля «вечного мира с Польшей»).
Многоярусные церкви, возводимые над проездными вратами, создавали дополнительные вертикали наряду с шатровыми завершениями угловых башен и являлись приметой монастырского зодчества в Московской Руси с сер. XVII в. (о символике монастырских оград см. ст.: Крепость). Это качество сближало ансамбль, возведенный под рук. иеромон. Германа с 1690 по 1717 г., с обликом Новоиерусалимского монастыря. К числу сложных сооружений относится надвратная церковь на южной стене вдоль берега озера, посвящение которой неизвестно. О том, что над проездными вратами, обращенными к берегу озера, в процессе восстановления обители была устроена церковь, можно судить по описаниям XIX в., по изобразительным источникам, лито- и фотографиям XVIII и XX вв. В надвратном ярусе здание в виде квадрифолия более всего напоминало по плану и объемной композиции надвратную Преображенскую ц. в ограде того же Новоиерусалимского мон-ря (освящена в 1697). Можно только предполагать, каким было посвящение церкви над юж. вратами Р. м.: в списке престолов на 1739 г. (см. выше) здесь могли находиться только 3 - в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», во имя свт. Тихона Амафунтского и во имя свт. Иакова, брата Господня. Стены и надвратные церкви были возведены после пожара; в память о видении Божией Матери в образе Неопалимой Купины прор. Моисею на горе Синай, в окрестностях которой находится древнейшая Раифа, могло иметь место посвящение во имя этой иконы. Посвящение престола брату Господню «по плоти» сщмч. Иакову Иерусалимскому также могло напоминать о Синайском монастыре, где подобный престол был устроен после переделок восточной части кафоликона в честь Преображения Господня (не позднее 1217), в его сев. пастофории (в южном - престол во имя Синайских и Раифских мучеников; см. ст. Екатерины великомученицы монастырь на Синае). Наличие престола во имя святого - покровителя правящего архиерея, служило памятью о его роли как ктитора восстановительных работ в мон-ре. Косвенным доказательством служит факт, что во имя свт. Тихона Амафунтского была освящена в 1706 г. др. надвратная церковь - в бывш. Воскресенском муж. мон-ре в окрестностях Казани, известном под названием «Новый Иерусалим» или «Архиерейская дача» (ныне в Приволжском р-не г. Казани, сохр. частично, в 1905 - с престолом, переосвященным во имя свт. Тихона Задонского; Рощектаев А. В. Нов. Иерусалим и Раифа // Раифский альманах Раифа, 2013. Вып. 3. С. 130). Церковным в тот период уже было назначение 2-ярусного сооружения в составе юж. братского корпуса, не имевшего, судя по фотографии 1912 г., шатрового завершения (Филарет (Златоустов), игум. Раифский Богородицкий мон-рь: Путев. Раифа, 2005. С. 7); к 1845 г. оно было приспособлено под кельи (Баженов. 1845. С. 14). Архитектурные формы рубежа XVII и XVIII вв. были сохранены в облике ц. святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, примыкавшей к проездным воротам на сев. стене и сев. братскому корпусу. Эта 3-ярусная конструкция, типа восьмерик на четверике, и есть собственно храм в верхнем ярусе, с одной апсидой, примыкающей к четверику с востока, и крытым гульбищем-папертью с юга; декорация украшает церковь в виде карниза из кронштейнов в завершении четверика нижнего яруса и кладки в виде «бегунка» в завершении фасадов четверика самой церкви, а также филенок в ограде паперти и полуколонок в оформлении восьмерика с главкой и оконных наличников церкви (окна келий не имеют украшений). В нижнем ярусе Софийской ц. находится издательский отдел Р. м., образованный в 2001 г.; с 4 июля 2019 г. в юго-вост. башне начал работу Музей истории обители.
Собор в честь Грузинской иконы Божией Матери, теплый зимний храм Р. м., имеет архитектурный облик в формах позднего классицизма (ампир): автор проекта (см. ст. Коринфский М. П.) был одним из учеников архит. А. Н. Воронихина. Главной особенностью собора является отсутствие характерных для церковной архитектуры того времени вынесенных вперед портиков, так что обязательные для фасадов фронтоны имеют большую протяженность и опираются на дорический триглифно-метопный фриз в верхней части 2-светных стен; от портиков отказались из-за массивности купола. В плане это 6-столпная 3-нефная базилика с низким уплощенным куполом над центром сооружения, чей массивный барабан подчеркивают 4 термальных люнета в его основании. Центральный неф базилики подобен залу и перекрыт навесным плафоном, к-рый опирается на карниз, единый с алтарной апсидой. Квадратные в плане опоры, увенчанные ныне вызолоченными композитными капителями, усиливают конструктивную устойчивость и соответствуют дворцовому характеру внутреннего декора. Использование дорики в декоре напоминает оформление столичных храмов, напр. соборной церкви при бывш. Главном Адмиралтействе в С.-Петербурге с престолом во имя свт. Спиридона Тримифунтского, Адмиралтейского собора (1821, архит. О. Р. Монферран, Д. М. Калашников, И. Г. Гомзин, не сохр.; в составе зап. ризалита юж. фасада Главного Адмиралтейства). Небольшой вынос центральных ризалитов на боковых фасадах собора в честь Грузинской иконы Божией Матери создает символическую крестообразность. Окна на фасадах освещают базиликальный наос и кельи, устроенные свт. Филаретом. После восстановления храм был заново расписан в академическом стиле группой художников-реставраторов из С.-Петербурга под рук. Ю. В. Пугачёва (с лета 1996 до его смерти в 1997) и Ю. В. Пацукова (до завершения работ в 1999) (Филарет (Златоустов) игум. Раифский Богородицкий мон-рь: Путев. Раифа, 2005. С. 58). Были восстановлены залы на 2-м этаже здания собора: согласно сведениям 1845 г., это были «комнаты для приезда Архиепископа», к-рые в его отсутствие занимал настоятель (Баженов. 1845. С. 14); ныне здесь обустроены Тронный зал (расписан к 2000, украшен портретной галереей патриархов работы худож. А. Ю. Рябко), конференц-зал и приемная.
Холодный храм Р. м., Троицкий собор, согласно описаниям 1845 г., фотографиям 1879 г. и литографии с видом мон-ря (1902), был одноглавым, в виде четверика, архитектурная композиция создавала эффект древности, «исхода XVI в.» (Там же. С. 9). С запада к храму была пристроена широкая трапезная с 2-скатным перекрытием и высоким закрытым тамбуром с крыльцом-лестницей. 2-светные (с 2 ярусами окон) боковые фасады, декор в виде лопаток и наличников окон напоминали оформление ц. свт. Тихона Амафунтского в Воскресенском мон-ре близ Казани. В 1894 г. был одобрен проект перестройки собора (Филарет (Златоустов), игум. Раифский Богородицкий мон-рь: Путев. Раифа, 2005. С. 30), в 1904-1910 гг. был возведен новый Троицкий собор. По архитектуре он близок к лучшим церковным постройкам русско-визант. стиля, в к-ром работали ведущие столичные архитекторы, напр. В. А. Косяков: раифский храм - 5-главый, бесстолпный, перекрытый внутри мощными арками, образующими крещатую основу купольного светового барабана и отразившимися в завершении центрального прясла боковых фасадов в виде кокошника, с горками кокошников в основании барабанов боковых главок, с 3-арочным оконным заполнением этого же прясла, с филенками как основным элементом декора - воспроизводит формы собора Успения Пресв. Богородицы на подворье Киево-Печерской лавры на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (1895-1897, ныне подворье Оптиной пуст.; фрагмент чертежа юж. фасада Троицкого собора из д. 141 в ф. 2 в НАРТ опубл.: Куприянов. 2008. С. 98-99; Новиков С. В. Творческая деятельность Ф. Н. Малиновского - гражданского инженера и епарх. архитектора Казанской губ. // Изв. КГАСУ. 2015. № 1(31). С. 28; в 2014 крест над главным куполом Троицкого собора был обновлен на частные пожертвования). Этот же стиль был использован при возведении надвратной ц. во имя арх. Михаила с колокольней, о чем свидетельствуют килевидные очертания наличников и арок в ярусе звона, филенок - в декоре пилястр и полуколонн, обработка нижнего яруса стен рустом. Ансамбль врат с храмом и колокольней полностью восстановлен к 2004 г., в 2005 г. поднят 1-й колокол, в нояб. того же года освящен престол в храме, расписанном и украшенном новыми иконами (работы худож. Рябко). В 1997 г. была освящена часовня над источником, имеющая вид четверика с шатровым перекрытием и декоративными элементами в стиле декора церквей и башен кон. XVII в. Частью наружного убранства Р. м. помимо монументальных скульптурных композиций и групп, украшающих стены храмов и прилегающую к ним территорию, является сооруженный на пути к мон-рю от проездной дороги памятник Примирения (2006, архит. А. Н. Лопаткин и скульптор В. Н. Савельев) в виде креста, установленного на мраморной плите с искусственным расколом - символом гражданской войны.
К архитектурному ансамблю Р. м. принадлежат также храмы его подворий. Илиинская ц. в с. Ильинском Зеленодольского р-на (1816-1827), построенная в честь победы России в войне с Наполеоном, сохранила традиц. композицию провинциального храма: наос с трапезной и колокольней; все части здания находятся на одной оси, имеют вид четверика. Боковые приделы - правый свт. Николая Чудотворца, левый прп. Сергия Радонежского - перестроены в 1860 г. по проекту П. Т. Жуковского. В храм из Троице-Сергиевой лавры привезены святыни: камень с застывшей частицей крови ап. Симона Кананита; фрагменты мощей равноап. Марии Магдалины, святителей Филарета и Иннокентия, митрополитов Московских, Хузивийских мучеников; частица мощей прп. Сергия Радонежского; мощи св. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, для чего написаны их иконы. Работа с новыми росписями, написанием икон и убранством завершена к 2010 г. В ц. ап. Иоанна Богослова в с. Б. Ключи (освящение в 1832) классические формы и декоративные детали сочетаются с более традиционными - соединенный с колокольней общим карнизом объем наоса увенчан не куполом, а восьмериком с декоративной главкой под крестом; в храме уцелели росписи сер. XIX в. (реставрированы бригадой художников-иконописцев из С.-Петербурга под рук. А. Батанова), утраченные воссоздаются на основе прежней композиции худож. Пацуковым, им же выполнены новые иконы. Еще одно подворье - в дер. Кашаево Нижнекамского р-на - представлено ц. во имя прор. Иоанна Предтечи на месте несохранившейся церкви, сооруженной на средства одного из купцов Стахеевых; новое здание деревянное и воспроизводит облик средневек. клетской церкви (2005-2007).